Советы воспитателей
Сергеева Наталья Владимировна
Фото
Памятка для родителей детей 3-х лет

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Окружающий мир, развитие речи:

  • различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека;
  • различать некоторые фрукты и овощи;
  • знать и называть шесть основных цветов - красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный;
  • различать части суток (день, ночь), знать, чем они отличаются;
  • знать название и назначение некоторых предметов;
  • пересказывать небольшие потешки, сказки, рассказы, узнавать сказочных героев;
  • знать свои имя и фамилию, сколько лет, имена ближайших родственников, имя и отчества своих воспитателей;
  • выполнять словесное поручение взрослого;
  • знать названия транспортных средств, частей автомобиля, растений (дерево, трава, цветы), фруктов, овощей, домашних животных и их детёнышей;
  • употреблять в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д.);
  • употреблять в речи прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;
  • употреблять в речи наречия (близко - далеко, низко - высоко, быстро - медленно, темно - светло и т.д.);
  • связно рассказывать об увиденном, (2-4 предложения);
  • отвечать на вопросы взрослого.

Математика:

  • пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывать их с существительными;
  • использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше»;
  • сравнивать предметы, находит одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий», по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»,по толщине, слова «толстый», «тонкий»;
  • определять равенство и неравенство предметов;
  • узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы.

Мелкая моторика:

  • проводить прямые горизонтальные линии, не выходя за края «дорожки»;
  • рисовать «клубочки»;
  • рисовать прямые вертикальные линии;
  • проводить прямые линии в разных направлениях - "лучики у солнышка";
  • проводить прямые наклонные линии - «ветки у елочки»;
  • стараться раскрашивать, не выходя за контуры;
  • соединять одинаковые предметы линиями.

Санитарно-гигиенические навыки:

  • самостоятельно мыть лицо и руки;
  • пользоваться носовым платком;
  • одеваться;
  • раздеваться;
  • обуваться и разуваться с небольшой помощью взрослых в застегивании пуговиц и завязывании шнурков;
  • уметь правильно сидеть за столом;
  • самостоятельно есть ложкой и пьет из чашки;
  • вытирать губы после еды салфеткой;
  • полоскать рот после еды и чистить зубы;
  • знаеть свое полотенце и его место;
  • умело пользоваться горшком.

Трехлетний ребенок в определенной мере овладел тонкими движениями пальцев, способен рисовать фломастерами, красками, карандашами, лепить несложные фигурки из глины и пластилина.

Владение речью - одно из главных его приобретений. Малыш может выражать свое желание, просьбу в вежливой форме, спокойным тоном, употребляя слово «пожалуйста».



Черныш Светлана Валентиновна
Фото
С чего начать?

«От новорожденного до пяти лет страшное расстояние». С этими словами Льва Николаевича Толстого не согласиться невозможно.

За пятилетний срок ребенок должен обрести такую ясность-четкость слуха, дабы из несущихся со всех сторон на него звуков выделить-услышать те, которые сливаются в слово родного языка. Понять значения отдельных слов. Постигнуть премудрость разговорной речи.

В течение пяти первых лет малыш овладевает движениями своего тела. И вот уже после первых своих шагов он устремляется «вперед и выше» по ступеням своего раннего детства. Он изучает и познает мир, овладевая правилами общественного поведения. Экспериментируя - играя, ищет свое место в мире.

Вовсе нелегки для человека эти годы! И не в бездельных забавах - как это кажется кое-кому из взрослых - проводит их маленький человек! Невероятно важное это «расстояние» заполнено напряжением и сложностями, отражающимися на всем детском организме, на всей психике ребенка.

И потому мы - взрослые - в этот период (как, впрочем, и всегда) должны быть добрыми, понимающими, сочувствующими и мудрыми помощниками наших детей. Мы должны быть их верными и надежными друзьями. Видимо, с осознания этой цели и стоит начинать воспитание ребенка...

Возраст от 3 до 7 лет психологи и педагоги назвали игровым. В этот период мы должны как можно больше и чаще играть с ребенком. Учить его тем играм, которые нам хорошо известны. Придумывать с ним вместе новые, пусть самые простые, игры. Играя, учить малыша культуре поведения. Учить его общению с людьми. Играя же, приучать ребенка к дисциплине, порядку и труду.

Готовить малыша к школе. (Тоже в игре!) Ибо за игровым этапом следует учебный этап детства.

Уже в 3-5 лет наши дети становятся «почемучками». При правильных занятиях с ребенком он уже к 7 годам готов не только к случайным «почему», но и к постоянным систематическим занятиям.

Психика ребенка-дошкольника податлива и пластична. В эти годы ребенок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать.

Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребенка нравственные чувства. Именно в это время родители должны воспитать в ребенке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.

Взрослые воспитывают эти качества в детях собственным своим положительным примером и дружеской похвалой, одобрением, сопровождающими всякий положительный добрый поступок малыша. В то же время детская грубость, лень, жадность, несправедливость или ложь должны вызвать естественное родительское негодование.

Творящий человеческую душу и характер, прежде всего и обязательно должен сотворить самого себя. Лишь истинно гуманный человек может воспитать человека гуманного. Лишь человек, активно относящийся к окружающей его жизни, может воспитать личность активную. Лишь честный человек может воспитать человека честного. И лишь человек высокой культуры может воспитать истинно культурного человека.

Мать и отец, любящие своего ребенка, желающие воспитать его душу и чувства, должны призвать на помощь себе книги, живопись, театр, музыку, радио и газеты. Они должны учиться - в первую очередь сами - думать и рассуждать над увиденным или прочитанным. Они обязаны развить свой вкус искусством и общением с природой. Они постараются обогатить свои чувства добрым отношением ко всему живому, и в первую очередь к людям.

...Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, речи, отношении к вещам, характере общения с окружающими. Таким образом, ребенку нужно знать эти правила и уметь выполнять их. По мнению педагогов и психологов, дошкольник должен освоить следующие навыки:

  • навыки, связанные с личной опрятностью;
  • с культурой еды - поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами;
  • с культурой общения с взрослыми и сверстниками - дома и в общественных местах;
  • с культурой игры, выполнения трудовых обязанностей.

Как прививать навыки вежливого поведения? Конечно, в первую очередь пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения. Систематическая планомерная работа (а не от случая к случаю) несомненно принесет свои результаты.

Когда прививать эти навыки? С самого раннего возраста. Чем раньше ребенок усвоит правила поведения, тем естественнее он их будет выполнять. В этом плане педагогами и детскими психологами неоднократно подчеркивалось, что воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной «атмосферы».

(По материалам книги Л. Васильевой-Гангус «Азбука вежливости»)


Дунюшкина Нэлли Валентиновна
Фото
Что делать если ребенок нарушает принятые в обществе нормы поведения, часто испытывает перепады настроения?

Используйте данные рекомендации для сохранения психологического здоровья и развития гармонической личности ребенка.

  • Урегулируйте сон, отдых, питание ребенка, пребывание на свежем воздухе, умственные и физические нагрузки.
  • Обращайте внимание, что приносит ребенку большое удовольствие. Помогайте уменьшить тяжелое настроение, вызывайте радость от совместной деятельности.
  • Отмечайте самостоятельные усилия ребенка ("Трудно или легко тебе это сделать? Я рада, что ты смог сделать это сам...").
  • Беседуйте с ним о том, как он достиг успеха, какими средствами (что понравилось/что не понравилось), обращайте внимание на ощущения, переживания. В случае поражения подбодрите (какую помощь он ждет, от кого?).
  • Помогите ребенку выбрать цель, адекватную его возможностям. Соизмеряйте его знания, силы и навыки. Организуйте деятельность так, чтобы он видел результат.
  • Запреты подавляют становление активности. Направляйте ее на полезную деятельность.
  • При возбуждении ребенка, говорите с ним «глаза в глаза», озвучьте его состояние (разозлился, обрадовался, обиделся и т.п. "Я тебя понимаю, со мной тоже такое было..."). Доводите его до понимания нравственных норм, ошибок в поведении.
  • Настройте ребенка на положительные ожидания ("Я верю у тебя получится/жду хорошего" и т.п.).
  • В конфликтах анализируйте поведение (без оценки, без критики). Доведите ребенка до понимания правил и последствий за их нарушения.
  • Не подавляйте ребенка. Некорректное поведение может развить неврастению.
  • Исключите угрозы, говорите правду, используя язык чувств ("Я удивлена, огорчена" и т.п.).
  • Поощряйте стремление к познанию ("Как ты сам думаешь/как поступишь/у тебя есть возможность выбора/право на ошибку...").
  • Вместе с ребенком решайте семейные вопросы ("Что тебе не нравится/что хотел сделать?..").
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Обращайте внимание на достигнутые им успехи.
  • Откажитесь от командно-распорядительного тона. Чаще используйте просьбу ("Помоги...").
  • Чаще проявляйте знаки любви (8 поглаживаний – для сохранения спокойствия, 13 прикосновений – для развития силы, более 15 – для ощущения защищенности и безопасности).
  • Уважайте потребности, интересы ребенка. Если нет возможности удовлетворить их немедленно, обозначьте приемлемое время. Соблюдайте договор, иначе потеряете авторитет, доверие и возможность регулировать отношения. Обязательно дайте понять ребенку, что вы имеете право также рассчитывать на его помощь.
  • Поощряйте самостоятельное (без посредников) общение ребенка.
  • Позволяйте ребенку длительное сосредоточение на тех видах занятий, которые увлекают его.
  • Предупреждайте ребенка об изменениях, совместно планируйте занятия.
(По материалам психолога В.М. Миниярова)


Сулейманова Светлана Вячеславовна
Фото
Одаренный ребенок

Около пяти процентов детей независимо от доходов семьи, возраста, национальности рождаются одаренными или талантливыми. Если не создавать для них специальных условий, то, не реализуясь, способности могут исчезнуть или найти выход в неадекватном поведении.

Одаренный ребенок обладает одним или несколькими из следующих качеств:

  • обладает хорошей памятью, особенно долговременной;
  • владеет хорошим словарным запасом;
  • может сосредоточиться на долгое время;
  • легко усваивает информацию;
  • наблюдателен и внимателен;
  • устойчиво проявляет интерес к широкому кругу вопросов;
  • рано проявляет способность сопереживать другим;
  • любит книги;
  • проявляет большую энергичность;
  • стремиться в своих делах достичь совершенства;
  • предпочитает играть с детьми более старшего возраста;
  • настойчив;
  • обладает развитым чувством юмора;
  • использует обычные предметы нетрадиционным способом;
  • проявляет задатки лидера, владеет социальными навыками.
Как удовлетворить их потребности?
  • Предоставляйте ребенку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.
  • В открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы.
  • Если, руководствуясь своим интересом, ребенок чем- то увлеченно занимается, не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить план.
  • Продвигайте его успехи, предлагая новые материалы, книги.
  • Получив какой-либо ответ, просите объяснить, как ребенок пришел к такому выводу, решению.
Если ребенок начинает себя плохо вести
  • Скучно, он дурачится – предложите ему более сложные задания.
  • Изобретает свои действия, полностью противоречащие принятым – дайте ему возможность действовать так, как он хочет, если это не угрожает безопасности.
  • Злится, если его прерывают – выделяйте больше времени для его самостоятельной работы.
  • Ненавидит получать указания – дайте возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и решать, когда и как делать те или иные дела.
(По материалам "Большой энциклопедии маленького мира" Л. Свирской)


По вопросу устройства ребенка обращайтесь по телефону в Уфе:
294-06-23
или 252-89-28.
Услуги детского сада платные.

Фото Фото Фото Фото Фото